Что такое самостоятельность, и в каком возрасте стоит приучать ребенка мыть посуду, убираться в своей комнате, убирать игрушки? И вообще малыши и самостоятельность –понятия совместимые?
Не надо учить самостоятельности малыша в первых год рождения, у него ещё даже нет координации движения. Крошки малыша после себя – это непосредственный атрибут перебивания малыша на том или другом месте. Развитие личности и самостоятельность идут рядом.
Если вы хотите, чтобы ваш малыш был самостоятельный, нужно помнить о многих факторах, от которых напрямую зависит степень его возможностей.
Первое, это возраст. Ведь, попросить малыша в два года помыть после себя тарелку, из которой он ел, очень глупо. Вы рискуете потирать посуду. В таком возрасте можно доверить малышу, помыть пластмассовые тарелки, если он хочет вам помочь. А вот малыш в шесть лет справится из заданием без труда. Основное – попросить. Малышей постарше можно учить самостоятельности, чуть спекулируя их интересами. Если вы знаете, что малыш любит говорящие игрушки, пообещайте ему ее купить, только при одном маленьком условии – помощи в уборке дома. Но тут надо не переборщить и избаловать малыша подарками. Пускай малыши воспринимают помощь взрослым и самостоятельность как что-то обязательное, не требующее поощрений.
Второе, взрослим всегда нужно учитывать тип темперамента малыша. Холерика трудно заставить делать то, чего он не хочет. Тут необходим специальный подход, который могут разработать только терпеливые и любящие родители. С сангвиниками не много проще, они очень легко поддаются уговорам. В борьбе за самостоятельность нельзя подавлять характер малыша. Такие предложения как: «Пока не уберешь свои игрушки, гулять не пойдешь» или «Пока не будешь аккуратно складывать свои вещи, будешь сидеть в доме!» – могут вызвать обратную реакцию. Малыш может делать все наоборот, и кругом после себя оставлять бардак.
Третье, взрослые должны постоянно хвалить своего малыша. Он сам, без вашей указаний, убрал игрушки? Молодец! – должны сказать вы. Ребенок поймет, что сделал хороший поступок и обязательно постарается его повторить.
Четвертое, самостоятельность не должна рядом стоять с запретами, которые малыш слышит от своих родителей. Если ребенку несколько раз на день строгим или грустным голосом говорят одно и то же, он начинает ненавидеть поучения и просьбы. Самостоятельность тут не наблюдается. Не превращайте нормы бытового и социального поведения в список ненавистных поступков, при упоминании которых малыш начинает затыкать уши